Публикации

21 марта 2007 г.

"Трудоголизм персонала – симптом ошибок в организации бизнес-процессов".

Трудоголизм – сложное, внутренне неоднородное явление. Чтобы правильно в нем разобраться, нужно разграничить, по крайней мере, два типа так называемых «трудоголиков».
Есть люди, для которых результат их труда приобретает особое значение. Именно результат, а не процесс. В нем они воплощают все лучшее, что в них есть. Воспринимают его, как неотъемлемую часть своей личности. Отказаться от достижения результата, таким образом, для них все равно, что отказаться от самих себя, от своих принципов, основополагающих жизненных ценностей.
Люди подобного склада работают, не покладая рук. В их жизни труд не просто занимает место, вся их жизнь – труд. Они продолжают работать (как минимум, думать о работе) везде – в офисе, на производстве,  дома. Там, где другие едят, спят, укрепляют здоровье, развлекаются.
Такими были, например, Иван Петрович Павлов, Сергей Павлович Королев. Таков инженер Треухов – персонаж известного романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». О своей мечте – пустить в городе трамвай – он думал неотступно, годами. Когда стирал, когда готовил пищу. И трамвай, в конце концов, был пущен.
Эти люди, как правило, добиваются своего. Их неуемная энергия производит на окружающих сильное впечатление. Они выглядят одержимыми, фанатиками своего дела. Многие считают их трудоголиками. Но это не истинный трудоголизм. Ведь описанный образ жизни не приводит к разрушению личности, наоборот – развивает ее.
Истинные трудоголики – люди иного сорта. С точки зрения психологии, их отличает относительно невысокая работоспособность нервной системы, а также склонность углубляться в процесс, который они осуществляют. Их психика как бы застревает на деталях, на всех – важных и второстепенных – подробностях этого процесса. Они не могут отвлечься от текущей деятельности, вязнут в ней, как в болоте.
Эффективность трудоголиков, как правило, невысокая. Они часто пребывают в состоянии непродуктивного возбуждения. Им сложно сосредоточиться на деле, вникнуть в его суть, направить усилия на цель. В лучшем случае, они совершают какие-то заученные, стереотипные действия. Эксплуатируют собственные, ранее приобретенные, навыки. Но в профессии не развиваются. Их отношение к работе напоминает отношение азартного игрока к игре. Трудоголики понимают, что их беспрерывное участие в производственном процессе не приносит значимого результата, порой – вредит делу, но прекратить это не могут.
 
1. Симптомом каких недоработок может быть трудоголизм:
нерационального использования времени в компании, низкой производительности труда и результативности, плохих коммуникаций в компании (проблем и задержек с прохождением информации и пр.)...?
 
Безусловно, рациональная организация труда, четкое распределение служебных обязанностей, координированная работа сотрудников и, самое главное, внятная и доходчивая постановка цели – все это существенно препятствует развитию трудоголизма. Ведь трудоголизм – это еще и подсознательная имитация напряженного труда, продуктивной занятости, создание иллюзии востребованности. Если руководство сделает все, чтобы сотрудники были по-настоящему заняты и востребованы, то в иллюзии отпадет необходимость. Даже у тех, кто к ней психологически склонен.
 
2. Как работодателю следует относиться к трудоголикам, чтобы поощрять их полезные усилия, но одновременно избежать оплаты сверхурочных часов?
 
Если речь идет о целеустремленном, инициативном работнике, для которого достижение цели и ее постоянное укрупнение – не обязанность, а потребность, то относиться к нему надо, разумеется, хорошо.
Следует только помнить, что таким людям неуютно находиться в подчиненном положении. И дело не в их честолюбии. Они ставят перед собой масштабные цели, которые, во-первых, не достигаются в одиночку, и, во-вторых, быстро выходят за рамки первоначальных планов, регламентов.
А это, в свою очередь, означает, что этим людям нужны соратники, подчиненные. И они склонны, сплотив вокруг себя единомышленников, развивать новое дело на базе своей компетенции, которая с каждым днем представляется им все более узкой. Они расширяют свое присутствие в организации, оттягивают на себя ее ресурсы. Пригласите такого человека, скажем, в строительную компанию юрисконсультом, и в обозримом будущем эта компания переквалифицируется в юридическую. По своему складу эти люди – лидеры направлений. Еще лучше – новых направлений в бизнесе. В этой роли их нужно и использовать. В противном случае они могут своей бурной активностью разрушить организацию изнутри.
Что касается истинных трудоголиков, чей труд растянут во времени, но мало эффективен, то организация их рабочего времени в компетенции их непосредственных начальников. С них надо и спрашивать.
Бывает и так, что сотрудники засиживаются на работе до полуночи и, вздыхая, называют себя законченными трудоголиками. А проверка показывает, что они до обеда просто бездельничают, «настраиваются на работу», а потом наверстывают упущенное. Это не трудоголизм. Это его симуляция.
 
3. Явно неэффективный, не имеющий результатов трудоголизм: как работодателю бороться с ним?
 
С истинным трудоголизмом бороться довольно трудно, как и с любым явлением, основанным на вязкости, «тугоподвижности» психических процессов: запойным пьянством, пристрастием к азартным играм и т.п. 
Помимо создания полноценной системы управления, о которой говорилось выше, трудоголика можно попытаться «отрезвить»… стрессом. Создать совершенно для него необычные условия, которые взбудоражат его психику, и есть шанс, что она переключится на что-то более продуктивное. Или, по крайней мере, на что-то, не относящееся к работе. Для этой цели, например, подходят разнообразные так называемые «активности» - мероприятия вне офиса, на природе. Важно, чтобы эти активности были, действительно, на грани возможностей этого человека. Скажем, прыжок с парашютом или погружение на глубину вполне подойдут.   
 
4. Приходилось ли Вам бороться с трудоголизмом персонала, подчиненных? Как?
Продолжу тему «активностей». Однажды группа руководителей крупной компании выехала для проведения подобного тренинга за рубеж. Многие из топ-менеджеров, несмотря на все усилия аниматоров, ехали, уткнувшись в компьютеры и деловые бумаги. Создавалось впечатление офиса на колесах. Не помогали им отвлечься ни физкультминутки, типа «встаньте, дети, встаньте в круг», ни потрясающие воображение экзотические виды.
Только когда их подняли в горы, на ледник, связали одной веревкой и повели сначала по краю пропасти, а потом заставили спускаться в обрыв немыслимой крутизны – разговоры о работе прекратились. Вспоминали только родителей – своих и чужих. И после этого «офис на колесах» прекратил свое существование. Все поняли, что жизнь прекрасна, и надо уметь отдавать ей должное. Пока можно.

В.В. Пономаренко

Финмаркет сегодня - это полный спектр оперативной финансовой, фондовой и экономической информации...

Финмаркет сегодня - это полный спектр оперативной финансовой, фондовой и экономической информации...

Ассоциация специалистов "Personal-shopping" (ASPS) - это первая профессиональная организация в России, созданная в 2006 году. ASPS объединяет специалистов в области индустрии моды, имиджа и шоппинга для продвижения имидж-услуг на рынке.

Ассоциация специалистов "Personal-shopping" (ASPS) - это первая профессиональная организация в России, созданная в 2006 году. ASPS объединяет специалистов в области индустрии моды, имиджа и шоппинга для продвижения имидж-услуг на рынке.

В Центре косметологии "МИШЕЛЬ ЭКЗЕРТЬЕ" красота создается и восстанавливается квалифицированными косметологами с помощью новейших технологий. Уже 5 лет люди обретают красоту и здоровье в наших салонах.

В Центре косметологии "МИШЕЛЬ ЭКЗЕРТЬЕ" красота создается и восстанавливается квалифицированными косметологами с помощью новейших технологий. Уже 5 лет люди обретают красоту и здоровье в наших салонах.