Новости компании

27 мая 2007 г.

Как потушить пожар конфликта? Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций

Встреча VIP клуба ИА "Финмаркет" 24 мая в Центре эффективных технологий обучения состоялась заключительная в этом сезоне встреча VIP-Клуба ИА «Финмаркет». В этой связи гостей сразу на входе встречали шампанским. Очень порадовало то, что, несмотря на раннее открытие летнего сезона, пустых мест в зале практически не было. Многие пришли на встречу в первый раз и услышали от руководителя Клуба Very Interesting Person Ильи Шабшина о самой идее создания VIP-Клуба, о формате встреч, об уникальной возможности для каждого познакомиться с интересной личностью, специалистом и открыть для себя новые перспективы профессионального и личностного роста.

Тема и гость очередной встречи VIP-Клуба заслуживали внимания аудитории. Свой подход к вопросу «Как потушить пожар конфликта? Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций» представил Виктор Викторович Пономаренко - тренер-консультант Центра Эффективных Технологий Обучения, автор книги «Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика «Семь радикалов»)».

Виктор Викторович начал встречу с дерзкого заявления: «Конфликт - это убийца». Он убивает отношения. Чтобы предотвратить губительное влияние конфликта, знать, как бороться с этим врагом, нужно знать его сущность и природу возникновения. Виктор Викторович опроверг общепринятое мнение, что в основе конфликтов лежит столкновение интересов участников взаимодействия. Считается, что, блага, на обретение которых нацелены люди, заведомо ограничены, их на всех не хватит. Кроме того, существуют Встреча VIP клуба ИА "Финмаркет" значимые различия в социальных статусах людей, в их отношении (правовом, технологическом, психологическом) к процессу производства и произведенному продукту. Есть работники и работодатели, начальники и подчиненные, производители и потребители и т.д. Этими различиями обосновывается неизбежность конфликтов, обреченность людей на борьбу за, буквально, «лучшую долю».

Однако если бы это было так, задача профилактики и разрешения конфликтов не имела бы решения. На взгляд Виктора Пономаренко, следует принципиально поменять точку зрения на природу конфликта. Он считает, что «представление об ограниченности наших возможностей - не более чем свидетельство ограниченности наших представлений». При правильно выстроенном взаимодействии люди способны горы свернуть, достичь, как им казалось прежде, невозможного.

Человек - существо социальное, а это значит, что никто из нас не выживает в одиночку. Поэтому продуктивное взаимодействие - единственный способ сохранить социум. На совместный труд мы все «обречены», а вовсе не на конфронтацию. И люди, действительно, чаще и больше создают, чем разрушают. Именно совместное созидание воспринимается людьми, как главная ценность. Встреча VIP клуба ИА "Финмаркет" Если бы это было не так, развитие остановилось бы, и наш мир давно бы уже развалился.

Виктор Пономаренко считает потребности в самоактуализации и самореализации в «пирамиде потребностей» по Маслоу такими же необходимыми, как биологические. Человеку жизненно необходимо быть нужным обществу, пользоваться его ресурсами, быть востребованным. Так же каждому, как воздух необходимо реализовывать себя в чем-то, будь то профессия или семья. Главное, чтобы дело твоей жизни было продолжением твоей сущности. Демонстративным людям необходимо одобрение, восхищение окружающих, любящим порядок и точность - ответственные, требующие скрупулезного выполнения задания. Нереализованный человек обязательно станет источником конфликта. Он начнет выносить свои ресурсы из организации, в ту группу, где он нужен и востребован. Если человек не реализован в организации, он начнет искать новую референтную группу, скорее всего - новое место работы, если муж не оценен в семье, то жену ждут его частые походы к друзьям, на футбол и т.д.

Конфликты представляют собой актуальную опасность для любых отношений. В процессе совместной деятельности каждому участнику отводится конкретная роль, область индивидуальной ответственности, иначе говоря - компетенция. Прежде всего, компетенцию определяют цели, т.е. результаты, достичь которых призван ее обладатель. Из совокупности индивидуальных результатов складывается общий результат, обеспечивающий группе выживание (конкурентоспособность). Понятно, что для достижения целей нужно иметь соответствующие знания, навыки, умения. И, если область ответственности человека в составе социальной группы мы назвали компетенцией, то способность исполнить социальную роль, быть адекватным возложенным обязанностям следует назвать компетентностью. Компетенция и компетентность - альфа и омега деловых отношений в самом широком смысле. То же самое можно сказать и про личные отношения. При некомпетентности родителей в отношении своего ребенка, в семье неизбежно возникают проблемы, и как итог этого - ссоры и конфликты.

Встреча VIP клуба ИА "Финмаркет" Профессиональная организация - это система компетенций, распределенных по уровням управления («по вертикали») и направлениям деятельности («по горизонтали»). И она работает без срывов и сбоев, без кризисов и конфликтов, если все входящие в нее компетенции (должностные, функциональные позиции) замещены компетентными профессионалами. Но насколько в реальности компетентны те люди, которые, «назвавшись груздем» специальности, «полезли в кузов» профессии? Вопрос риторический.

Профессиональная некомпетентность, по глубокому убеждению Виктора Пономаренко, является главнейшей причиной конфликтов в производственных коллективах. Некомпетентность вначале приводит к кризису, к проблеме, а уже потом, при неблагоприятном стечении обстоятельств - к разрушительному конфликту. Как минимизировать пагубное влияние конфликта? Формула достаточно проста: нужно найти «слабое» звено, источник некомпетентности, выявить причину слабости, и за счет сильных, компетентных сотрудников превратить проблему в обычную задачу.

Классификацию конфликтов правильнее всего основывать на причинах, приводящих к профессиональной некомпетентности. Некомпетентность работников часто бывает вызвана неправильно сформированной организационно-функциональной структурой компании. То есть, когда собственно от работника мало что зависит. Его помещают в условия, неизбежно приводящие к некомпетентности.

Среди наиболее распространенных организационно-управленческих ошибок такого рода Виктор Пономаренко отметил, во-первых, отсутствие распределения компетенций, как такового. Когда работники не имеют четко очерченной зоны профессиональной ответственности, понятие «компетентность» отмирает само собой. Отсутствие понятной и определенной компетенции исключает, разумеется, и качественную организацию рабочего места, и подбор специалистов.

Во-вторых, не меньшим злом является наличие лишних компетенций, объективно не нужных для обеспечения производственных процессов (т.н. «синекур»), а также Встреча VIP клуба ИА "Финмаркет" - отсутствие реально необходимых компетенций («минус-компетенция»). Работнику, которому предоставлена «синекура», нечем заняться. Но он - человек и не может оставаться нереализованным. Поэтому он вынужден «лезть не в свое дело», «путаться под ногами», заменять труд суррогатом взаимодействия - сплетничать, интриговать, чтобы приобрести хоть какое-то значение для коллектива. Сплетник и интриган - это работник, искусственно создающий себе компетенцию взамен отсутствующей.

«Минус-компетенция» - это когда нужное дело формально не поручено никому, поэтому за него вынуждены браться все, кто с ним соприкасается, но не умеют его выполнять, как следует. Отсюда и некомпетентность.

Организационно-управленческими ошибками, приводящими к некомпетентности работников и, как следствие, к конфликтам, являются также дублирование компетенций и нарушение т.н. «нормы управления». Нескольких работников нельзя направлять на достижение одной цели. У каждого должен быть свой фрагмент, своя компетенция. Любое отклонение от этого правила (по любым соображениям) чревато конфликтом. Даже если только двое одновременно заняты одним делом, то на их плечи все равно ложится обязанность распределения функций. Иначе они запутаются, перессорятся, обвиняя друг друга в недостаточном усердии. Координировать работников должен тот, в чью компетенцию это входит, а не пускать их по волне «самоорганизации». «Норма управления» - это эмпирически установленное число объектов, которыми способен управлять человек. Их не должно быть больше девяти. Девять кастрюль у повара, девять пациентов у медсестры, девять компаний-контрагентов у менеджера, девять подчиненных у руководителя, девять учеников в классе - это максимум, на который способна наша психика. Все остальное - перегрузки, чреватые проявлениями недостаточной компетентности. Что-то обязательно будет упущено, что-то сделано наспех, с нарушением технологии.

Встреча VIP клуба ИА "Финмаркет" Существуют причины некомпетентности, связанные не с огрехами в организации труда, а с человеком, с работником непосредственно. Основных в этом ряду - две. Может быть некомпетентность от неподготовленности, от отсутствия профессиональных знаний и умений. Это самый простой случай. Как говорится, «не можешь - научим». Но может быть человеку не хватает не знаний, а ума, не навыков, а возможностей эти навыки реализовать.

Очень интересным был представленный на встрече график развития социальных отношений, где на осях координат были отложены качество жизни и время развития отношений. В идеале подобный график должен всегда стремиться вверх, иногда останавливаясь на периоды удовлетворения жизнью, а, следовательно, некоторой стагнации. Как раз во время стагнации отношений, когда, казалось бы, все хорошо, неожиданно случается проблема. Проблемой может стать практически любой пустяк. Очень простым, но ярким примером для всех была ситуация, рассказанная Виктором Пономаренко. Все ее потом так и называли - «Про пюре». А ситуация такая: один перспективный сотрудник компании, в которой приоритетными ценностями были семья и семейные отношения, решил пригласить коллег на званый ужин. Естественно задача по подготовке ужина встала перед его женой. Она предложила в качестве основного блюда - картофельное пюре, блюдо очень распространенное и любимое в этой семье. Блюдо ставшее в итоге камнем преткновения в ранее безоблачных семейных отношениях, источником конфликта. Хотя конечно «пюре» тут совсем не при чем. Реальным источником конфликта стало нежелание одного из участников сообщества расти и развиваться, научиться готовить не только пюре и сосиски, а например лазанью или гуся в яблоках. Таким «пюре» в организации может стать новая, актуальная задача, требующая новых подходов и технологий. После возникновения проблемы отношения могут развиваться в двух диаметрально противоположных плоскостях: вверх, при разрешении проблемы в позитивном ключе, с приобретением новых знаний, умений, компетенций, или вниз, при саботировании проблемы, нежелании менять заведенный порядок, с постепенным снижением качества жизни вплоть до разрыва отношений.

Тема встречи была настолько острой и актуальной, что, несмотря на истечение регламента, никто не собирался расходиться. Каждому хотелось открыть для себя свой секрет «безконфликтной жизни». Многим после встречи VIP-Клуба, мы уверены, это удастся.

Финмаркет сегодня - это полный спектр оперативной финансовой, фондовой и экономической информации...

Финмаркет сегодня - это полный спектр оперативной финансовой, фондовой и экономической информации...

Ассоциация специалистов "Personal-shopping" (ASPS) - это первая профессиональная организация в России, созданная в 2006 году. ASPS объединяет специалистов в области индустрии моды, имиджа и шоппинга для продвижения имидж-услуг на рынке.

Ассоциация специалистов "Personal-shopping" (ASPS) - это первая профессиональная организация в России, созданная в 2006 году. ASPS объединяет специалистов в области индустрии моды, имиджа и шоппинга для продвижения имидж-услуг на рынке.

В Центре косметологии "МИШЕЛЬ ЭКЗЕРТЬЕ" красота создается и восстанавливается квалифицированными косметологами с помощью новейших технологий. Уже 5 лет люди обретают красоту и здоровье в наших салонах.

В Центре косметологии "МИШЕЛЬ ЭКЗЕРТЬЕ" красота создается и восстанавливается квалифицированными косметологами с помощью новейших технологий. Уже 5 лет люди обретают красоту и здоровье в наших салонах.